Астрология
История созвездий
ОГОНЬ ЗЕМЛЯ ВОЗДУХ ВОДА
Овен Телец Близнецы Рак
Лев Дева Весы Скорпион
Стрелец Козерог Водолей Рыбы



Историческая хроника астрологических изысканий

Астрология (от греч. astron — звезда и logos — слово, учение), учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени. Происхождение астрологии теряется в веках. Предполагается, что родиной астрологии была Месопотамия и что оттуда она распространилась в другие страны. В Вавилоне за 4000 лет до нашей эры было составлено наименование дней недели по названиям планет. Египтяне утверждали, что получили искусство читать звезды от «владык звезд» - жрецов, которых они называли халдеями. Происхождение астрологии связывают с Гермесом Трисмегистом, или даже с богом мудрости Тотом, с именем которого ассоциируется ряд глубочайших откровений теологического и природного порядка. По свидетельству Диодора Сицилийского, точные астрологические таблицы движения небесных светил существовали в Египте за 3000 лет до нашей эры. Египтяне и халдеи считаются одними из самых древних астрологов. Фивы в Египте, как и Месопотамия, претендовали быть родиной астрологии.

Греки понемногу познакомились с созвездиями, исчисленными халдейскими и шумерскими астрономами и по-своему переделали их. Они связали созвездия новыми мифами, переменили названия некоторых созвездий и прибавили новые (так, обе Медведицы считаются арийскими созвездиями). На некоторых созвездиях зодиака можно проследить эту работу: Близнецы, по-гречески Δίδυμοι, сперва назывались Κάβειροι, что указывало еще на древний миф (культ Кабиров в Самофракии), а затем Διόσκυροι (сыновья Зевса и Леды). Греки впервые разбили небо на участки и компоновали фигуры, рисунок созвездий, между тем как все названия халдеев относились каждое к двум-трем звездам, а не к областям неба. Затем греки переработали с научной точки зрения зодиак; они разделили эклиптику (путь Солнца) на равные части — знаки зодиака (зодиакальные же созвездия распределены весьма неравномерно); тогда-то и встретилась надобность в новом созвездии и знаке Весов (символы знаков зодиака, несомненно, новейшего происхождения. Они попадаются в рукописях лишь с XI столетия). Эта работа произведена в V — II веках до нашей эры (от Евдокса до Гиппарха). Арат, в своих "Φαινόμενα" пересказал стихами утраченный трактат Евдокса о созвездиях и мифах. Нехватки работы мифографов видны на некоторых созвездиях; так, греки не дали мифа для Рыб, а Геракла называли просто "коленопреклоненная фигура" (ό εν γόνασιν), и только к средним векам привилось к этому созвездию настоящее имя.

Астрология получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже I века до н.э.). Первое систематическое руководство по астрологии — «Тетрабиблос» (Четырехкнижие) или «Математический трактат в четырех книгах», написал величайший астроном древности Клавдий Птолемей. Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил (продолжая оставаться одним из авторитетнейших руководств) только на рубеже V-VI веков с появлением «Введения в астрологию» Павла Александрийского. Птолемей в своем труде "Альмагест" (Μεγάλη σύνταξις) канонизировал следующие 48 созвездий древних, которые и носят до сих пор название Птолемеевых. Зодиакальные созвездия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Северные созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Персей, Волопас, Северный венец, Геркулес, Лира, Лебедь, Возничий, Змееносец, Змея, Стрела, Орел, Дельфин, Жеребенок, Пегас, Треугольник. Южные созвездия: Кит, Орион, Река, Заяц, Пес большой, малый, Корабль, Гидра, Чаша, Ворон, Центавр, Волк, Жертвенник, Южный венец, Южная Рыба.

Птолемей не считал отдельным созвездием Волосы Вереники. Древние египтяне мало наблюдали планеты и Луну и потому не имели нужды в зодиакальных созвездиях. Зодиаки, найденные в Египте, относятся ко временам владычества римлян и представляют сколок с греческого. Гипотезы, которые строили астрономы столь различных направлений, как Лаплас или Дюпюи, видевшие в зодиаке изображение календаря Египта, лишены всякого основания. То же нужно сказать о чисто астрономическом толковании Льва, как летнего жара; Рака, как попятного движения Солнца; Весов, как символа равенства дня и ночи. Египтяне имели, впрочем, свои созвездия, которые при развитии александрийской школы были забыты, частью слились с подходящими греческими созвездиями. В могильнике времен 20-й династии фараонов найдены изображения созвездий Гуся, Гиппопотама, Двух Звезд, Sept (Сириус) и т. д.

Индусы переняли солнечный зодиак у греков; их названия созвездий — искаженные греческие слова. Китайский солнечный зодиак, "Желтая дорога Солнца", быть может имел общий источник с халдейским, но в него попали другие "животные" (Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Баран, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья), а кроме того, он потерял астрономическое значение. Именами животных обозначались последовательные года. Эти названия — год собаки, год дракона — сохранились до сих пор у многих народов Азии, например, у киргизов. В таком же виде зодиак попал к ацтекам. Не существующие в Америке животные: тигр, крокодил (дракон) и петух заменены на пуму, ящерицу и орла. Едва ли заслуживают доверия совпадения названий созвездий различных народностей Америки, Океании с греко-халдейскими; тут могут быть невольные ошибки путешественников. Известно "открытие" иезуитами в XVII столетии китайского зодиака, порядок которого был, будто бы, обратный нашему.


Арабы, кроме лунных домов, имели различные названия для отдельных ярких звезд. Познакомившись с астрономией греков и переведя Альмагест Птолемея, они изменили некоторые названия соответственно положению звезд в рисунке Птолемеевых созвездий. В XII веке сделан латинский перевод Альмагеста с арабского, а в XVI — прямо с греческого по найденным рукописям. Нынешние названия созвездий и звезд представляют амальгаму этих списков и переводов. Древние рисунки созвездий потеряны совершенно. До нас дошли только искаженные фигуры на арабских глобусах XIII века; например, на глобусе в музее Borgia в Veletri (от 1225 года), в математическом обществе в Дрездене (1279 год), в лондонском астрономическом обществе и т. д. В начале XVI столетия знаменитый Альбрехт Дюрер нарисовал созвездия по описанию их у Птолемея. Звезды на плоских картографических проекциях (раньше обыкновенно пользовались глобусами) размещал Heynfogel. Атлас этот был издан в Нюрнберге в 1515 году, но к нашему времени не сохранилось ни одного экземпляра. Измененные рисунки Дюрера перепечатаны в звездных атласах Байера (1603), Фламстида (1729). Затем появлялись фигуры новейшей компоновки. В настоящее время рисунки созвездий более не печатаются.

Звезды южного полушария, не известные греческим астрономам, были разбиты на созвездия гораздо позже. Некоторые из них были намечены еще арабами. Несомненно, что мореплаватели XV и XVI веков (Веспуччи, Корсали, Пигафетта, Петр Мединский, Гутман) при своих путешествиях в южные моря понемногу компоновали новые созвездия. В порядок их привел Pieter Dircksz Keyser (Petrus Theodorus из Emden). Во время своего пребывания на Яве в 1595 году он определил места 120 южных звезд и разместил по ним фигуры созвездий. Следующие 13 созвездий вошли на основании описи Кейзера в атласы Байера (1603) и Барча (1624): Феникс, Золотая рыбка, Хамелеон, Летающая рыба, Южный крест, Водяная змея, Муха, Райская птица, Южный треугольник, Павлин, Индеец, Журавль, Тукан. Из них Южный крест был известен еще Птолемею и составлял часть Центавра. О Магеллановых облаках первый упоминает Al Sufi; более подробно их описал Корсали. Первое известие об "угольных мешках" — темных местах на небе — привез Pinzon в 1499 году.

До XVII столетия звезды обозначались или арабскими названиями, или положением в рисунке созвездий; говорили: яркая левой ноги Ориона, звезда в плече Андромеды и т. д. Пикколомини (1561) предложил обозначать их, начиная с самой яркой, буквами греческого алфавита с прибавлением названия созвездия по-латыни: β Orionis, α Andromedae. Этот метод привился лишь после работ Байера и сохранился до сих пор. Не все видимые просто глазом звезды вошли в созвездия Птолемея. В его Альмагесте упоминаются αμορφοι, informes stellae, мелкие звезды, лежащие между созвездиями. Из них впоследствии составлены новые созвездия. Так, Голубь, Единорог, Жираф появились еще в XVI столетии. Гевелиус в 1690 году прибавил семь созвездий в северном полушарии: Рысь, Лев малый, Секстант, Собаки охотничьи, Щит Собесского, Лисица, Ящерица. Чтобы заполнить остававшиеся "пустые" места южного неба, Лакайль, во время своего пребывания на мысе Доброй Надежды (1752), составил 12 южных созвездий. Имея в виду прославление искусств и наук, он выбрал темы крайне безвкусно и неудачно: Печь химическая, Часы с маятником, Грабштихель (резец), Воздушный насос, Циркуль и линейка, Телескоп, Микроскоп, Октант, Сетка нитей, Мастерская скульптора, Мастерская живописца, Столовая гора.

В XVII и особенно в XVIII столетиях явилась мания составлять новые созвездия. Без всякой надобности и смысла астрономы (Галлей, Лемонье, Боде, Почобут и др.) наперерыв придумывали их, частью для возвеличения своих покровителей, частью для прославления собственного имени. Они нанизывали иногда, за неимением места, одно созвездие на другое; так, Сердце Карла пришлось на Охотничьих собаках; иногда перемещали старые созвездия: Андромеда должна была для Почестей Фридриха опустить руку, "которую держала вытянутой в течение тысячелетий". Небесные карты загромождались неуклюжими фигурами. Аргеландеру принадлежит честь очистки небесных карт от излишнего хлама. В своей "Uranometria Nova" (1843) он принял из новых лишь созвездия Гевелиуса и Лакайля, всего вместе с древними 84 созвездиями. Были сделаны различные попытки переменить названия всех созвездий. Джордано Бруно предложил дать знакам зодиака имена "человеческих добродетелей". Неоднократно думали ввести "христианские" созвездия. Так, Шиллер в XVII веке составил зодиак из 12 апостолов; Змееносца заменил папой Бенедиктом, Большего Пса — Царем Давидом и т. д. Вейгель предлагал геральдическое небо с гербами владетельных домов.

На протяжении многих веков с критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Возрождение интереса к астрологии происходит после первой мировой войны, феномены астрологии связываются с космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С середины XX века астрология вновь приобретает широкую популярность, в связи с публикациями гороскопов в средствах массовой информации.
Подробнее об астрологических пророчествах и предсказаниях....



Просьба сообщить, если найдёте ошибку в статьях или вёрстке сайта. Пожалуйста, свяжитесь по почте .
При копировании и использовании материалов нашего проекта ссылка на сайт «Малая бухта» горячо приветствуется!
Фотоискусство  |  Участники  |  Источники  |  Карта  |  О проекте

Copyright 2002 © SB Ltd